Как выбрать и правильно уложить трубу в канаву на заезд

Канава между дорогой и земельным участком — функциональная часть местности. Ее выкапывают, чтобы стекающие с проезжей части осадки не превращали территорию в болото. Однако она всегда становится препятствием для заезда машин. Решить проблему можно просто — обустроить переезд через канаву с использованием дренажной трубы (дрена).

Рассказываем, какая труба в канаву подойдет, и как правильно ее уложить. Для быстрого и надежного выполнения работ лучше привлечь опытных строителей. Но при наличии времени, желания и инструментов, вполне можно сделать заезд через канаву своими руками.

Виды труб по материалу

Трубы для канавы должны обладать достаточным уровнем кольцевой жесткости. После укладки на них оказывает давление вес земли, воздействуют грунтовые, талые и дождевые воды.

Для устройства заезда на участок подходят дренажные изделия из следующих материалов:

  • металлические (стальные);
  • бетонные и железобетонные;
  • пластиковые.
Стальные

Металлическая труба на въезд — надежное решение, но только если толстостенная и хорошего качества. Такой вариант прослужит не менее 30-40 лет, даже с учетом риска появления коррозии. Но у такого трубопроката есть недостаток — огромный вес. Транспортировка без спецтехники такого тяжелого и габаритного груза очень сложна, и при монтаже вес трубы не уменьшится, что тоже нужно учитывать.

Еще один минус — стальная труба под дорогу стоит дороже пластиковой или бетонной. Из-за этого появляется соблазн использовать б/у трубы. Мы не рекомендуем так делать, ведь при демонтаже и повторном монтаже они деформируются.

Бетонные и железобетонные

Бетонные трубы для канавы имеют большую пропускную способность, выдерживают значительные нагрузки, долго служат, но обладают большой массой. К тому же их легко повредить при перемещении. Поэтому для доставки и монтажа потребуется спецтехника.

На первый взгляд, труба ЖБИ для заезда на участок обходится дешево. Но, чтобы вычислить итоговую стоимость, заложите в нее расходы на доставку, разгрузку и установку.

Пластиковые

Для укладки в канаву на заезд используются гофрированные пластиковые трубы. Они легче аналогов из других материалов и стоят недорого. Не ржавеют, устойчивы к внешним воздействиям, удобны в транспортировке. Чтобы установить их, не требуется дополнительное оборудование. Работу можно выполнить своими силами.

При этом гофрированная пластиковая труба для канавы обладает достаточной пропускной способностью и кольцевой жесткостью, чтобы выдерживать серьезные нагрузки.

Сравнительная таблица труб на заезд из различных материалов
  Железобетонные и бетонные Пластиковые Стальные
Стоимость + +
Простота транспортировки +
Легкость монтажа +
Пропускная способность + + +
Возможность резки под любую длину +

Сравнение показывает, что для обычного дачного участка лучше всего подойдет пластиковая труба в канаву. Ее проще доставить и смонтировать самостоятельно. При соблюдении технологии она выдерживает большую нагрузку: можно будет не опасаться при заезде на территорию даже грузовых автомобилей и спецтехники. При этом стоит дешевле металлических аналогов.

Ширина заезда

Ширину заезда выбирают с учетом нескольких факторов:

  • удаленности канавы от дороги;
  • удаленности канавы от границы участка;
  • возможного использования проезда как временной парковки.

Если заезд не будет использоваться для совершения поворотов при съезде на дорогу или выезде с нее, и не будет служить временной стоянкой для машин, достаточно сделать его шириной 3 м.

Для заезда с поворотом и использования в качестве парковки ширину лучше увеличить до 4 м. В этом случае можно будет свободно пройти мимо припаркованного авто даже с детской коляской.

Делать заезд шире 5 м не стоит. Это усложнит прочистку коллектора, которая обязательно потребуется через несколько лет.

труба в канаве

Диаметр трубы

Диаметр трубы для канавы следует выбирать с учетом максимального объемы воды, который через нее проходит. Как правило, максимум наблюдается весной и осенью, в период ливней и во время таяния снега.

Для загородного участка обычно достаточно дрена диаметром 315, 400 или 460 мм. Пластиковые изделия имеют гладкий внутренний слой, поэтому мусор в них не задерживается — быстрое заиливание или засорение маловероятно. Дренажные трубы большого диаметра для канавы нужны, если по ней проходит ручей или участок находится в конце всей системы канав.

Укладка трубы в канаву

Профиль канавы

Профиль канавы выглядит как перевернутая трапеция. Чтобы защитить трубу от транспортных нагрузок, нужно уложить ее на глубине 70-100 см от уровня дороги. Можно уменьшить расстояние, если использовать защиту. Например, уложить жб дорожную плиту или залить бетонное основание с армированием.

Ширина траншеи по дну должна быть больше наружного диаметра дрена минимум на 40 см. Если грунт в вашей местности плотный и твердый, на дне траншеи нужно сделать подушку из песка толщиной от 10 см.

При засыпке над верхом трубы нужно соорудить защитный слой из песчаного или мягкого грунта без включений щебня, камня, кирпича. Толщина слоя должна составлять минимум 30 см.

Необходимые материалы и инструменты

Помимо трубы на заезд через канаву, понадобятся материалы и инструменты для ее укладки. В их числе щебень, песок, бетон, геотекстиль, арматура, доски для опалубки, решетки от засоров, гвозди.

Для рытья траншеи необходим экскаватор. Если будет укладываться железная труба в канаву, потребуется автокран.
Запаситесь и ручными инструментами: лопатой, ручной трамбовкой, молотком.

Упрощенный вариант заезда

Этот вариант подойдет, если вам нужно временное устройство проезда через дренажную канаву.

Сначала подготавливают основание. Засыпают и тщательно утрамбовывают слой щебня. Высота слоя над уровнем дна должна составлять 10-20 см. Это нужно, чтобы дрен был выше дна, и его не залило.

Поверх щебня насыпают и утрамбовывают песок слоем 10 см. Основание делают с уклоном по всей длине по 3 см на каждый метр. Уклон должен идти в направлении стока. Так вода будет течь лучше и большая часть взвеси будет смываться.

Затем выполняется укладка дренажной трубы в канаву. Ее засыпают грунтом и послойно уплотняют трамбовкой. Слой насыпи должен быть минимум 50 см. Если столько места нет, нужно сделать защиту в виде перекрытия из бетона или ж/б плит.

Далее на грунт укладывают геотекстиль, чтобы не допустить перемешивания щебня с грунтом. Засыпают слой щебня в 20 см и небольшой слой песка.

Чтобы торцы насыпи не размывались и не осыпались, их нужно укрепить. Для этого делают присыпку грунтом или изготавливают травянистую площадку. Еще лучше укрепит откосы геосетка.

схема укладки трубы в канаву
Стандартный вариант

Это самая распространенная технология укладки трубы в канаву.

Для подготовки основания используют щебень. Его укладывают и утрамбовывают не только на дно канавы, но и на уклонах. Бетон готовят на месте, заливая в опалубку.

При толщине боковых стенок заезда до 40 см создается каркас из арматуры. Минимальная толщина стенки — 25 см.

Над трубой у бетонной стенки делают зазор в 5-10 см и уплотняют мягким изолирующим материалом. Благодаря этому стенка не будет воздействовать на концы трубы в случае небольшой просадки.

Стенку нужно приподнять над проезжей частью на 15 см, чтобы предотвратить съезд автомобиля.

Капитальный вариант

Капитальный заезд через дренажную канаву выполняется с использованием другой технологии засыпки. Подготовленное основание застилают геотекстилем с нахлестом на откосы. Затем укладывают трубу и засыпают щебнем. Геотекстильное полотно не даст щебню под нагрузкой проникнуть в почву.

Сверху уплотненного слоя щебня укладывают арматурный каркас и заливают бетон. Края бетонной поверхности требуют особого внимания. Чтобы они не разрушались, на съездах делают углубление для увеличения толщины бетона до 20 см или укладывают бордюр по краям.

Типичные ошибки при укладке

В таблице мы собрали самые частые ошибки, которые допускают при устройстве переезда через канаву своими руками. Используйте ее как памятку, даже если привлекаете мастеров, чтобы контролировать ход работ.

ОШИБКА ПОСЛЕДСТВИЯ
Труба укладывается на дно канавы без подготовки основания Из-за нагрузок она будет вдавливаться во влажный грунт и быстро заилится
Концы трубы не выступают за край грунта на откосе Грунт будет осыпаться, смываться осадками и накапливаться перед трубой, а в период паводков окажется внутри нее
Устройство бетонной стенки на концах трубы без зазора При просадке стенки будут давить на концы изделия — высок риск поломки
Вместо одной трубы 400 мм укладывают две малого диаметра Конструкция будет быстро заиливаться, потребуется частая чистка
Бетонные стенки поднимаются над дорожным полотном Постепенно стенки будут разрушаться от наезда на них грузовиков, могут царапать кузов авто
Недостаточно широкий заезд При повороте задние колеса транспорта будут попадать в канаву, разрушая край проезда
Верхний слой засыпки менее 40 см и без перекрытия Возможно разрушение всей конструкции от нагрузки

← Вернуться к списку статей